Приносит ли азот в шинах пользу?

Словосочетание «накачка азотом» может очень модно звучать — но не надозабывать, что банальный воздух состоит из азота аж на 78%. Конечно, длячеловека разница между воздухом и чистым азотом огромна — в силу того,что одним можно дышать, а в другом — только задохнуться. А для покрышекмногое ли изменится, если оставшиеся 22% кислорода и прочих составляющих воздуха заменить на азот?

Можно услышать мнение, что азот в покрышке позволяет поддерживать вней стабильное давление. Мол, при нагреве (который неизбежен при езде)азот расширяется намного меньше обычного воздуха. Однако любой человек, у которого из головы не до конца выветрился школьный курс физики, помнит: коэффициент теплового расширения одинаков для всех газов, а отношениедавления к температуре – величина постоянная. Так что, с этой точкизрения у азота преимуществ перед воздухом нет.

Следующий азотный миф – это утверждение, что азот замедляет старениешины, так как в нем нет пыли и влаги. Но что мешает закачать в покрышкучистый воздух через компрессор с фильтром и осушителем? К тому же, самую главную роль в «разрушении» шин играют «внешние раздражители» — дорожное покрытие, высокие нагрузки при агрессивной езде, погодныеусловия. «Иногда слышатся голоса, что азот защищает внутренний каркасшин от окисления и коррозии — но нити корда и без этого так хорошоспрятаны в толще резины, что с воздухом не контактируют», — говоритФедор Жаринов, специалист отдела качества российского представительстваPirelli. Похоже, и в этом случае тезис о пользе азота не выдерживаетнапора элементарной логики.

Сторонники азота в шинах предпочитают не вдаваться в подробности, привлекая клиентов громкими обещаниями и простенькими картинками.

Сторонники азота в шинах предпочитают не вдаваться в подробности,привлекая клиентов громкими обещаниями и простенькими картинками.

Порой встречается утверждение, что покрышка с азотом никогда несдувается — мол, молекулы азота больше в диаметре, чем молекулыкислорода. На деле разница в диаметрах молекул азота и кислородамизерна, и говорить о ней всерьез как об основании для «герметизации»шины не приходится. «Возрастные» трещины, медленные проколы, набившаясямежду покрышкой и диском грязь, неплотно затянутый ниппель – из-за этого колеса будет постоянно сдуваться колесо, чем его ни накачивай. А хорошо сохранившаяся шина держит давление годами, стравливая его разве чточерез вентиль или стык обода и покрышки.

Может быть, за счет использования азота можно сделать колеса легче — ведь плотность азота меньше, чем плотность воздуха? Что ж, попробуемпосчитать. «Один кубометр воздуха весит примерно 1,29 кг, а кубометрчистого азота – 1,25 кг, — объясняет Федор Жаринов. — Для примеравозьмем 13-дюймовое колесо с шиной и посчитаем массу газа в нем. Объемтакой покрышки — примерно 20 литров: значит, если выставить давление наотметку в 2 кгс/см2, внутри окажется порядка 60 литров воздуха илиазота. Азот внутри шины будет весить 7,5 граммов, а воздух – 7,74грамма». Легко понять, на эффективность работы шины гораздо сильнееповлияет не то, что закачано внутрь, а под каким давлением оно закачано. «Вы выиграете гораздо больше, если станет просто регулярно проверятьдавление в шине, поддерживая заданную производителем величину», — советует Дмитрий Молоканов, директор по маркетингу легковых шин Michelin в России.

На практике получается, что применение азота имеет смысл разве что вавтоспорте, где как раз идет борьба за каждый грамм и каждую долюсекунды. А шина, которая трогать асфальт гоночных трасс не собирается,будет чувствовать себя ничуть не хуже, дыша одним воздухом со своимхозяином.

Тип статьи:
Авторская
Комментарий редакции:
Вспомним школу, класс, наверное, десятый. Утверждение о «стабильности», независимости давления газа от температуры в замкнутом объеме противоречит законам Шарля (р/t=const – отношение давления к температуре – величина постоянная) и Гей-Люссака (коэффициент объемного расширения всех газов одинаков). То есть разговор о том, что поведение азота при изменении температуры чем-то отличается от поведения воздуха, – наукообразное вранье, рассчитанное на дремучего двоечника. Если уж быть совсем точным, то разница в коэффициенте объемного расширения составляет 0,0001, что в пересчете на изменение давления в шине даст 0,00025 атм. У вас случайно нет столь точного манометра? Кстати, все это известно науке уже более 200 лет. Кто не верит – пусть убедится, накачав одно колесо воздухом, а другое азотом: погружая их в кипяток и в прорубь, насладитесь «стабильным» давлением. Масса кубометра воздуха, в котором 78% азота – 1,29 кг, чистого азота – 1,25 кг.Значит, азота в колесе будет 0,0750 кг, а воздуха – 0,0774 кг. Чистый выигрыш – 2,2 — 2,4 грамма!

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!